Легендарный советский самолет

Полет мечты

К декабрю 2010г. в мире не осталось ни одного летающего самолёта Ил-14. Было несколько самолётов в потенциально лётном состоянии, но не летавших уже более 5 лет. Вначале под восстановление был приобретён Ил-14Т «Голубая Мечта», стоявший на Тушинском аэродроме. Этот самолёт сильно пострадал от рук вандалов и долгой стоянки. Однако он находился в городе, рядом с работой и домом, поэтому появилась возможность заниматься самолётом каждый вечер. А уже через год, в ноябре 2011 г. в проекте появился второй самолёт Ил-14Т «Пингвин», находившийся в лучшем состоянии, базирующийся на подмосковном аэродроме «Мячково».

Первый полёт совершил Ил-14Т «Пингвин» 1 октября 2012 г. А уже в 2014 г. полетел Ил-14Т «Голубая Мечта». «Голубая Мечта» взлетела в мае 2014 г. фактически из г. Москвы, с уже застраивающегося Тушинского аэродрома. Это был последний вылет самолёта из Тушино.

В настоящее время эти два самолёта являются единственными в мире летающими самолётами Ил-14.

Почему самолет Ил-14 может называться уникальным?

В Америке и Европе, не смотря на массовое увлечение авиацией - лётного экземпляра Ил-14 - нет и в ближайшее время не появится. Хотя в Венгрии и Америке есть команды реставраторов, работающих с Ил-14.

Эпитет «легендарный» Ил-14 носит по праву, а не как привычно добавляемое прилагательное к различной советской технике. Этому способствовали следующие моменты:

  1. Ил-14 основной магистральный самолёт Аэрофлота в 50-60гг. До его появления работал Ил-12, но основной рабочей лошадкой, которая перевозила пассажиров был именно Ил-14. Он выполнял протяженные рейсы по маршруту Москва-Свердловск-Новосибирск-Иркутск-Хабаровск-Анадырь. Самолёт часто появляется в различных художественных фильмах той поры. Например, действие к/ф «Стюардесса» (1967) целиком проходит на борту Ил-14, следующего по маршруту Тюмень-Салехард.
  2. Ил-14 до 90-х годов являлся основным самолётом полярников. Освоение и исследование Северного и Южного полюсов проходило при активном использовании Ил-14. За свои положительные качества он получил прозвище «Ледовик 14-й». В мемуарной литературе можно встретить только положительные отзывы об этом самолёте.
  3. В армии Ил-14 активно использовался в качестве транспортного средства для командования. На нем перемещались министр обороны и представители Генерального штаба. По сути для них оборудовали летающие ВИП-самолёты. Работал Ил-14 и в интересах политбюро и членов ЦК.
  4. Технологически Ил-14 является вершиной развития поршневых двигателей, собственно на нем их развитие в большой авиации завершилось (произошел переход на реактивные или турбовинтовые). Кроме того, АШ-82 были первыми серийными впрысковыми моторами в СССР.

Как обстоят дела за рубежом?

В Америке и Европе активно летают ровесники наших Ил-14, а также, более старые самолёты. При этом многие из этих бортов находятся в частных руках или управляющих фондах. Сохранение истории авиации лежит на энтузиастах, имеющих поддержку со стороны бизнеса. Государство, как правило, оказывает поддержку опосредованно, например, снижая налоги (речь об США).

Ил-14Т «Голубая Мечта» и Ил-14Т «Пингвин».

Сейчас оба самолёта базируются в Тверской области, на аэродроме «Орловка». По ним постоянно ведётся восстановительная работа. Самолёты регулярно облётываются, принимают участие в авиационных праздниках и шоу.

Эксплуатация самолётов ведётся на авиационном бензине Б-91/115, производство которого восстановлено в Санкт-Петербурге компанией «Экотехнохим».

Проект восстановления Ил-14 является волонтёрским проектом, в котором может принять участие любой человек, имеющий время и желание!


Подписка на Новости

Новости авиации и самые свежие новости о топливе Aviatop!

Сейчас на сайте

Сейчас 6 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте